Чем была вызвана забастовка Яндекс такси. Кто принимал участие в забастовке. К каким итогам привела забастовка.
В чем суть проблемы
10 апреля 2018 года ознаменовалось тем, что водители некоторых онлайн-такси, в частности, Убер, Яндекс и Гетт, Рич и Ангел вышли на забастовку. Мотивировали они это необоснованным, по их словам, повышением комиссии при одновременном падении тарифов после объединения Убер и Яндекса.
Суть акции протеста в том, что онлайн заказы от агрегаторов просто игнорируются водителями. Акцию поддержали не все водители, но примечательно, что «в отместку» им стали поступать ложные заказы на поездки в отдаленные места городов, просто крайне неудобные заказы с последующей их отменой.
Забастовка охватила Москву, Сочи, Рязань, а также ряд других городов. Таким образом таксисты попытались обратить на свои проблемы внимание со стороны государственных финансовых служб.
Один из инициаторов забастовки – О. Амосов – указал на то, что проценты, взимаемые агрегатором за заказы, только повышаются, а расценки по тарифам снижаются. Требованием было на законодательном уровне понизить комиссионные агрегаторов до 10 процентов с последующим запретом их повышения.
Как указывает лидер профсоюза таксистов Ярослав Щербинин, основная проблема в том, что агрегатор имеет право в одностороннем порядке, без согласования с таксистами и без веских на то причин взвинтить комиссионные проценты практически до любой планки.
Проблемой является и то, что некоторым водителям искусственно дают больше заказов, например, за то, что те разместили рекламу такси на своем авто.
«Платят комиссионные все одни и те же, но свыше определяют, кому чаще выдавать заказы», - говорит Щербинин.
Разумеется, сложившаяся ситуация не может удовлетворять таксистов. Они хотели бы наравне со всеми получать распределение заказов. Это послужило в ряде городов началу массового увольнения.
По словам профсоюзного лидера, последней каплей, послужило последнее повышение комиссионных, которое связали непосредственно с объединением Убера и Яндекса.
Агрегаторы же указывают, что эффект от такого объединения должен быть только положительным: ведь в результате водитель получит больше потенциальных заказов в единицу времени.
Однако Ярослав Щербинин утверждает обратное: в течение часа можно заработать примерно 450 рублей, так что за 10-часовую смену реально накатать 4 500 рублей. Но из них придется выесть комиссионные, амортизацию за топливо, аренду авто и иное содержание машины. В итоге же у водителя на руках остается лишь 800 рублей. И это – за 10 часов, проведенных «за баранкой». Правда, можно будет еще и в частном порядке потом покататься пару часов и таким образом добрать до 2 000 рублей. Но за 12-14 часов «вкалывания» 2 000 рублей… Такое, по словам Щербинина, просто недопустимо.
Что в итоге
Пока трудно сказать, насколько большим успехом увенчалась забастовка водителей Яндекс такси. Все-таки на процесс слияния Убера и Яндекса это никоим образом не повлияло. Несмотря на то, что агрегаторы и владельцы компаний пообещали рассмотреть предъявляемые со стороны водителей претензии, как показали последующие события, они проявляют не особенно большую расторопность в этом деле.
Более того, как отмечается самими пассажирами, большая их часть вообще не заметила негативных проявлений забастовки. Многие из них узнали о ней лишь из новостей. Другие же без проблем заказывали такси через иные сервисы. Ведь в той же столице насчитывается более 30 тысяч водителей, из которых лишь одна тысяча бастует.
Однако некоторые аналитики указывают на то, что рост комиссий все-таки приостановлен, а падение тарифов не столь интенсивное, как того можно было бы ожидать. Впрочем, с одной стороны, это может быть никак и не связано с забастовкой, а является лишь результатом естественных процессов.
Тем временем, водители в случае невыполнения их требований грозятся повторить забастовку, но уже на гораздо более продолжительное время.